среда, 5 апреля 2017 г.

Городской даблдеккер Neoplan Centroliner DD N4526/3


Пассажирам эмирата Дубай несказанно повезло: с недавних пор повседневные поездки они совершают на уникальных нестандартных городских даблдеккерах Neoplan Centroliner DD N4526/3. Их эксклюзивность определена габаритной высотой более 4,5 м, числом посадочных мест – 81 и общей пасссажировместимостью 121 человек. Холдинг NEOMAN и раньше строил двухпалубные лайнеры, но такого «горожанина» в его программе не было.

Этот величественный красавец появился в результате заказа транспортной компании Roads and Transport Authority (RTA) из Объединенных Арабских Эмиратов. Причем заказ не штучный: только в первой партии таких автобусов 170, а всего (с учетом одноэтажных Neoplan Centroliner на 34 посадочных места) их будет свыше четырех сотен! Кстати, Neoplan N4526 / 3 – первый двухэтажный пассажирский лайнер в Дубае. Генеральный директор компании-автоперевозчика RTA Эсса Абдул Рахман аль-Доссари лично прибыл на завод производителя MAN Nutzfahrzeuge AG в Пилстинг для приемки символического ключа от всей партии.



Производство специально разработанных для Дубая даблдеккеров Neoplan Centroliner DD началось весной 2007 года, когда поступил заказ. В конце того же года на MAN Nutzfahrzeuge AG изготовили пилотный прототип, а первая партия из 20 машин была отгружена потребителю в феврале 2008-го. Ровно год назад первые двухэтажники начали работать в ОАЭ. Знакомство с двухпалубником состоялось летом того же года. Мне не довелось стать пассажиром в Эмиратах или водителем – я вошел в эту роль на показе в Германии. И, признаться, от этого впечатление ничуть не поблекло. Напротив, при отсутствии толчеи я смог спокойно обследовать нижнюю и верхнюю палубы, посидеть на разных креслах и постоять в проходе, подняться и спуститься по передней и задней лестницам и даже оккупировать водительское кресло. Чуть позже я заглянул в моторный отсек, и увиденное не сильно впечатлило. Абсолютно такая же компоновка, как у протестированного в прошлом году MAN Lion's City DD A39. Более того, этот автобус изготовлен на базе MAN A39! Есть с чем сравнивать!

Прежде всего при внушительных габаритах «горожанина» поражает его стать. Экстерьер воспринимается как устремленный ввысь монумент из стекла и легких сплавов. Хай-тек в автобусном обличье поражает четким членением плоскостей. На самом деле архитектурный ансамбль из красного U-образного строя, закрывающего чернь окон и дверей, не более чем самоклеящаяся пленка! Но этот бутафорский момент делает автобус более стройным и динамичным, нежели у прототипа 2007 года.

В интерьере доминируют светло-серые тона боковых и потолочных панелей. Сиденья обтянуты сине-фиолетовой тканью, а поручни выделены ярко-желтым полимером. Впрочем, за дочерна тонированными окнами с двойными атермальными стеклопакетами этой красоты с улицы не рассмотришь.

Высота салона как у обычного автобуса, но передняя часть для детей, мам и жен отделена


Ведущая средняя ось явно предполагает идеальные условия эксплуатации. Подруливающая задняя ось, конечно, уменьшает радиус разворота, но на маршруте, который обслуживает немецкий лайнер, крутых виражей закладывать не приходится. И небольшой дорожный просвет пассажирской машине не создает проблем: на пути следования нет ям и колдобин, нет и лежачих полицейских, а уж по бордюрам ни в Германии, ни в Дубае ездить не принято.

Габаритная высота арабского двухпалубника составляет 4,2 м, а с учетом закрепленной на крыше климатической установки она достигает 4,56 м – рекордное значение для пассажирских машин подобного класса. На такой допуск заказчики пошли с учетом того, что в Дубае нет контактной сети для трамваев, троллейбусов и низко расположенных перетяжек и проводов. Так зачем создавать неудобства и заставлять эмиров кланяться низким потолкам? В итоге средняя часть верхней палубы в районе центрального прохода имеет достаточный запас пространства над головой.

Поручни на первом этаже расположены с левого борта, а на втором – с правого. Но самое забавное – кнопки сигнализации для остановки автобуса по требованию находятся на втором этаже! В немецком MAN этого точно не было!


Передний трап на второй этаж несколько крутоват, особенно для спуска

Каждая ступенька заднего трапа подсвечена отдельным софитом

Ручки на спинках сидений окрашены в яично-желтый цвет. В салоне на первой палубе есть так называемая семейная зона – выделенная в передней части площадка для женщин с детьми. По негласным правилам входить сюда мужчинам не полагается. Впрочем, мест для сидения внизу не так уж много – всего 28. Так что желающим кинуть якорь для долгого городского путешествия (Дубай вообще славится протяженными маршрутами) предназначен второй этаж. Там сидений в полтора раза больше – 49, да и обзор лучше. Важное уточнение: в автобусах одной из партий число посадочных мест на втором этаже было не 49, а 53 – так захотел заказчик. При этом общее расчетное число стоящих пассажиров осталось на уровне 40 человек.

Подчеркнуто желтые поручни сделаны не зря. При движении на втором этаже раскачка хорошо ощущается

Подняться вверх можно по одной из двух винтовых лестниц. Они весьма отличаются от немецких: не слишком крутые и не настолько узкие, чтобы в парандже можно было споткнуться.

Кстати, для лиц с ограниченными возможностями (старики, инвалиды) напротив средней двери есть механически откидываемый пандус. Края ступеней выделены яркой полосой, чтобы даже в темное время суток никто не споткнулся. На случай пасмурной погоды и для вечернего времени предусмотрены длинные потолочные светильники. Они яркие, но не бьют по глазам, а создают рассеянный мягкий свет.


Это не отопление, а кондиционер!


Сиденья подвешены на боковой консоли

Забота о пассажирах заметна и по другим деталям. Поскольку на улице бывает +50 °С и выше, на входе установлены мощные вентиляционные пушки, пре пятст вующие поступлению массы теплого воздуха в салон во время остановок. Мощности системы кондиционирования (90 кВт) хватает для вентиляции и охлаждения двух этажей. Стоит подчеркнуть, что первой причиной снятия городского автобуса с линии в Палестине, Эмиратах, Саудовской Аравии или Египте становится именно неисправность системы кондиционирования. Для конструкторов Centroliner DD N4526/3 важнейшей задачей стала организация пассажирского салона таким образом, чтобы исключить сквозняки и связанные с ними простуды (это больше касается туристов, не привыкших к 30-градусным перепадам температур).

Монитор маршрута движения


Автобус оборудован видеосистемой с пятью TFT-мониторами. По ним транслируется полезная информация, а при желании установку можно использовать и в рекламных целях. Для облегчения маневрирования и безопасности окружающих лайнер оборудован передней и тыльной видеокамерами. Изображение, как и в упомянутом Lion's City, передается с них на монитор водителю. Для безаварийного движения задним ходом фонари на корме выполнены по так называемой LED-технологии. По сути, это яркий ксеноновый свет, близкий по интенсивности к дневному.

Для своего эксклюзивного транспортного средства арабы выбрали современный двигатель MAN D20 Common Rail Euro 4 с технологией MAN Pure Diesel, не требующей дополнительных добавок. При рабочем объеме 10,5 л он выдает на-гора 257 кВт или 350 л.с., и за голыми цифрами кроется приличная мощь. Пик крутящего момента приходится на 1750 Н•м на довольно низких оборотах: от 1000 до 1400 мин–1. Такой моторной тяги для городских условий достаточно за глаза. А потенциал техники точно характеризуют ее паспортные данные и, в частности, максимальная скорость при полной загрузке – 86 км/ч. Понятно, что в таком режиме никто гонять по городским улицам на даблдеккере не станет. Но зато какой потенциал!